27 4 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
На Московском кинофестивале показали фильм Андрея Кудиненко.
Белорусский фильм “Оккупация. Мистерии” был показан на фестивале через день после “Своих” Дмитрия Месхиева и составил с ним очевидную пару не только по теме — война, но и по внутреннему посылу. Кровные связи в момент катастрофы, когда каждый свой может оказаться чужим, — эта ситуация общая для фильмов и именитого российского, и молодого белорусского режиссеров. “Оккупация. Мистерии” — картина, состоящая из трех новелл и движущаяся от конца к началу, — вызвала скандал в родной Белоруссии, что, естественно, подогрело интерес к ней на ММКФ (где фильм участвует в дебютном конкурсе “Перспективы”).Как стало ясно после московского просмотра, скандал этот сродни тем, что в 60-80-е сотрясали художественную Москву, когда неприятие властей вызывало не столько “содержание”, сколько “форма” произведения, точнее, форма делала любое содержание малодоступным пониманию чиновников от культуры. “Адам и Ева”, “Мать”, “Отец” называются три новеллы фильма, и названия эти на первый взгляд весьма претенциозны. Но постепено понимаешь — режиссер Андрей Кудиненко просто не боится пафоса: он рассказывает историю катастрофы, вовлекшей судьбы мужчины и женщины, матери и сына, мальчика-безотцовщины и его мифического отца. Три метафорических сюжета на тему войны и “маленького человека”: ведь перед лицом генеральной репетиции конца света все люди маленькие. Край, где партизаны и полицаи равно коварны и жестоки, где человек идет сражаться не столько за “родину”, сколько за личную свободу и собственные представления о достоинстве, где все связаны со всеми кровными узами, — такой военной Белоруссии мы еще не видели. Если бы фильм “Оккупация. Мистерии” посмотрел Никита Сергеевич Хрущев, он наверняка назвал бы Андрея Кудиненко “педерасом”, перекрыв тем самым на много лет его карьеру. Как сложится сейчас судьба режиссера в Белоруссии, мы не знаем — можно, впрочем, предположить, что после показа фильма на ММКФ его ждут предложения и вне родной страны. Причина проста: Кудиненко — из той редкой породы, что умеет рассказывать на общедоступном, международном киноязыке национальные по духу и колориту истории. Посыл “Оккупаций” близок к “Последнему поезду” Алексея Германа-младшего: на войне в конечном итоге нет своих и чужих, вся война — это глобальная территория отчуждения. Германа-младшего после показа в Венеции услышали — множество фестивальных призов и национальные премии стали тому подтверждением. Если и с Кудиненко случится нечто подобное, значит, и ММКФ может записать себе в актив открытие еще одного режиссерского имени. Лариса Юсипова, Ведомости 25 Июня, 2004 |
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|